Пандусы для инвалидов: нормы, виды, правила установки

Безопасность и комфорт всех жителей – один из приоритетов развития городской инфраструктуры. При этом необходимо учитывать потребности граждан с физическими ограничениями. Повышение удобства их перемещения по городу является важнейшей задачей современной цивилизации.

Каждый человек, независимо от особенностей здоровья, должен иметь возможность по своему желанию посетить торговый центр, учреждение здравоохранения, другие общественные места (парки, скверы). Одним из важнейших инструментов обеспечения доступности таких мест является установка пандусов.

Что такое пандус?

Эта конструкция изготавливается в виде платформы (как правило, наклонной), которую размещают таким образом, чтобы соединить поверхности, находящиеся на разной высоте. Главная функция пандуса – беспрепятственный доступ внутрь зданий, облегчение преодоления лестничных пролетов. Благодаря наличию таких конструкций инвалиды-колясочники и престарелые, ослабленные граждане получают возможность легко преодолевать различные физические барьеры.

Монтаж пандусов необходим в жилых и общественных постройках, в торговых и промышленных учреждениях. Но возможность установить такие конструкции есть не всегда. В таких ситуациях необходимо использовать альтернативы (например, подъемники) или устанавливать около входа кнопку вызова ответственного сотрудника, задачей которого станет помощь гражданину в преодолении препятствия.

Разновидности пандусов

Производители изготавливают несколько вариантов таких конструкций. Хотя все они предназначены для помощи маломобильным лицам, специфика их монтажа и использования может достаточно сильно различаться.

Стационарные

Такие изделия рассчитаны на использование в течение 10 и более лет. Их монтируют на входах в торговые или развлекательные центры, аптеки, жилые постройки. Представляют собой одну либо несколько наклонных поверхностей, дублирующих основной лестничный пролет. Внедрение стационарных пандусов планируется на стадии проектирования, обязательной является установка поручней вдоль них.

Современные стандарты строительства, описанные в СНиП и других нормативных документах, подразумевают обязательное наличие пандусов при проектировании и возведении любого общественного здания. Также необходимо помнить о том, что при их монтаже допускается строго ограниченный диапазон углов наклона, которые обеспечивают безопасное использование конструкции.

Откидные

Обычно такие решения применяют в тех местах, где невозможно установить стационарный пандус из-за конструктивных либо технических ограничений. Например, если ширина лестничного пролета недостаточна для размещения конструкции, позволяющей свободно перемещаться лицам в инвалидных креслах.


Поэтому прибегают к монтажу особых подъемных механизмов, способных складывать/раскладывать пандус, что обеспечивает компактность решения. Визуально такие конструкции выглядят как небольшая платформа, прикрепленная к стене особым замком или строительными петлями.

Съемные

Это легкие, мобильные конструкции, отличающиеся простотой и высокой скоростью монтажа и демонтажа. Одно из основных преимуществ этой разновидности – максимальная компактность и низкий вес. Это позволяет легко хранить или перемещать их. Максимальное снижение массы обеспечивает использование особых материалов – алюминия или его сплавов с другими легкими металлами.


Существует несколько подвидов съемных пандусов:

  1. Рампа. Эта конструкция используется для преодоления порогов или других небольших препятствий. Их производят из нержавейки, покрытой слоем резины, чтобы предотвратить скольжение и улучшить сцепление с поверхностью. Благодаря предельной компактности и простоте конструкции установка и демонтаж занимают минимум времени.
  2. Пандус-рампа. Позволяет лицам с ограниченными возможностями преодолевать препятствия высотой до 15 см. Внешне конструкция напоминает клин, устанавливается по обеим сторонам от препятствия. Высота и ширина изделия всегда фиксированы.
  3. Ролл. Это самый современный вариант съемного пандуса. Состоит из нескольких легкосплавных секций, соединенных друг с другом. Такая конструкция позволяет регулировать размер пандуса в достаточно широких пределах путем добавления или отсоединения секций. В сложенном виде ролл выглядит как небольшой рулон, его можно легко транспортировать, например, в багажнике машины. Также в эту категорию входят телескопические модели, обеспечивающие повышенную грузоподъемность в сочетании с простотой и высокой скоростью установки/разборки.

Любые разновидности пандусов оснащаются противоскользящим покрытием. Это обязательное требование безопасности, позволяющее минимизировать риск проскальзывания и получения травм.


Нормативы возведения конструкции

При размещении пандуса необходимо уделить максимум внимания удобству и безопасности использования. Для этого потребуется учесть специальные нормативы, прописанные в технической документации. К главным характеристикам, влияющим на безопасность, относят:

  • максимально допустимый угол наклона;
  • габариты пандуса (длина, ширина);
  • дополнительные приспособления (перила, поручни).

Нормы размещения пандусов можно найти в специальных разделах в СНиП и ГОСТ. В соответствии с ними конструкции должны соответствовать определенным стандартам. К основным относятся:

  1. Предельная высота размещенной под наклоном площадки не должна превышать 0,8 м. Допустимый угол наклона составляет до 8 градусов. Угол может быть больше только при условии, что высота площадки менее 20 см.
  2. Если на участке предусмотрена возможность двустороннего движения, то минимальная допустимая ширина конструкции составит 1,8 м.
  3. Колясочник должен иметь возможность развернуться в любом направлении на горизонтальной части площадки, поэтому ее размер не может быть меньше 1,5 м.
  4. Ширина пандуса должна составлять от 1 м.

Также имеются требования к материалам изготовления. Они должны соответствовать определенным стандартам прочности и быть устойчивы к воздействию открытого огня.

На расстоянии не меньше 0,6 м от начала наклонной поверхности нужно разместить участок с рельефной или ярко-желтой поверхностью. Вдоль сооружения необходимо обустроить бортик высотой 5 см. Он необходим для снижения вероятности проскальзывания ног, трости или костылей человека с ограниченными возможностями.

В 2012 году в требования к пандусам для колясочников были внесены важные изменения:

  • предельная длина сооружения ограничена 0,9 м;
  • ширина между поручнями также должна составлять 0,9 м;.
  • в случаях, когда итоговая высота подъема составляет более 3 м, следует использовать лифт или другие автоматические подъемные системы.

В ГОСТ Р-51261 описаны стандарты, применяемые к конструкции элементов лестниц, которые позволят преодолевать их инвалидам и ослабленным лицам. В их число входят:

  1. Необходимость размещения навеса и системы водоотведения на подъемной платформе.
  2. Если климатические условия могут привести к обледенению, должны быть предусмотрены методики борьбы с наледью.

Также в ГОСТ описаны правила размещения поручней. Они абсолютно необходимы в случаях, когда длина наклонной поверхности составляет 1,8 м и более, а высота подъема составляет от 15 см.


Допустим монтаж поручней по обеим сторонам или посередине, если пандус рассчитан на двустороннее передвижение. Важное условие – использование надежных креплений этих элементов конструкции. Для улучшения хвата необходимо использовать округлые поручни небольшого диаметра.

Важно помнить, что нарушение требований и правил размещения пандусов может повлечь административную ответственность. Она предусмотрена для руководителей юрлиц, ответственных должностных лиц государственных или муниципальных учреждений.


Какие ошибки допускают при монтаже пандусов

Правительство РФ в последние годы уделяет серьезное внимание обеспечению безопасности городской среды для лиц с ограниченными физическими возможностями. Но несмотря на это, до сих пор находится немало общественных мест с затрудненным доступом. Причем не по причине полного отсутствия пандусов, а из-за нарушения правил и норм их установки или допущенных в ходе проектирования и монтажа ошибок. Результатом становится ограничение возможностей для передвижения для инвалидов, беременных, пожилых людей, создание угрозы их здоровью.

К распространенным ошибкам относят:

  1. Слишком большие углы наклона. В результате пользователю приходится тратить дополнительные силы для преодоления препятствия, повышается риск падения или получения других травм. В некоторых случаях использование пандуса становится физически невозможным или крайне опасным.
  2. Отсутствие поручней. Приводит к существенному возрастанию рисков при использовании конструкции. Также зачастую нарушаются нормы относительно высоты или мест размещения поручней, что делает невозможным или затрудненным их использование, ухудшает комфорт хвата.
  3. Нестандартная ширина рельсов. В результате пользователь инвалидного кресла не может установить колеса на платформу.
  4. Слишком маленький участок для разворота. Создает дополнительные сложности, особенно в локациях с большим потоком людей.
  5. Препятствия на линии перемещения. Создают опасность получения травм.
  6. Размещение ступеней на съезде. Это грубейшее нарушение, которое может привести к серьезным травмам.

Чтобы избежать этих и других ошибок, необходимо строго придерживаться утвержденных государством стандартов, начиная со стадии проектирования. Также необходимы контроль над процессом монтажа пандусов и проверка всех параметров итоговой конструкции. В случае выявления ошибок или нарушений необходимо срочно их устранить. Это позволит избежать административного наказания, снизит риски для здоровья людей с ограниченными возможностями.

Заказать звонок

* - Поля обязательные для заполнения

Отправить сообщение

* - Поля обязательные для заполнения

Оставить заявку

Мы проконсультируем Вас по срокам и стоимости за 5 минут

* - Поля обязательные для заполнения

Купить в 1 клик

* - Поля обязательные для заполнения